среда, 9 июля 2014 г.

Путешествие в Пещёрку. Тайны подземного храма

С 30 июня по 3 июля мы совершили велопоход до села Пещёрка по новому маршруту. Он более длинный, но главная цель была посетить знаменитый подземный монастырь монаха Даниила между сёлами Староглушенка и Среднекрасилово, который он начал строить примерно в начале прошлого века.

Часть маршрута обозначена на карте. У нас получился почти круговой маршрут. Обратно ехали самой короткой дорогой через Журавлиху-Первомайское.


Через поля выезжаем на 6 км Заринского тракта.





Ярко жёлтые поля рапса привлекли внимание фотографа)


Трудно было ехать, встречный ветер. Потихоньку добрались до Заринского района.



Здесь немного задержались в жёлтом "море".




Далее заправка "Игорь", у которой сменился хозяин и, соответственно, название.



Проехали Новоманошкино


Потом Новокопылово. Заехали в село набрать воды. Нам повезло - у водонапорной башни был большой кран, откуда мы и набрали воды.


Оказывается у них здесь тоже есть пруд.



Не доезжая 4 км до Заринска показался наш заветный свороток.


Уже Солнце садилось, поэтому не долго думая, остановились у моста на реке Гоношиха на ночёвку. Место было удобное.



Утром сфотал Большого прудовика в Гоношихе, течения здесь в реке нет. 



Утром мы уже были в Гоношихе. Купили продуктов в магазине.



Местный сельсовет


Выезд из села, внизу пруд.




Где-то на Чумыше здесь есть лагерь, или был... На карте даже обозначен.



Дорога на Новокрасилово. Красивое местечко.




В Новокрасилово протекает река Матвеевка.


В ней мы нашли заросли кубышки жёлтой.




Староглушенка. На картах она почему-то Староглушинка. 





Нашли искомое место не сразу. Подсказали дорогу местные жители.



Походили по окрестностям в поисках храма, нашли озеро, лилию мартагон. А храм с первого раза не нашли, а он был совсем рядом, как потом оказалось.




Сначала нашли крест, а потом и храм.


В основном мы опираемся на информацию от Вячеслава Кокшенева, сотрудника центра детско-юношеского творчества Железнодорожного района Барнаула. Он вместе со своими воспитанниками занимается изучением Данииловой пещеры уже более 30 лет.

Монах Даниил пришел на Алтай в конце XIX - начале XX века из Киева. Предполагают, что пешком. Он был тощ и очень молод. Нес с собой веру и желание ее укрепить в сердцах наших земляков. В то время в России царили предреволюционные настроения. Противоречия были и внутри религии - церковные власти боялись, что христианская вера перестанет быть опорой жизни. Поэтому часто монахов из религиозных центров отправляли в народ для создания скитов, храмов, монастырей, чтобы укреплять веру. Видимо, монах Даниил пришел на Алтай именно с такой целью.

Даниил не случайно выбрал это место для строительства храма. Во-первых, оно было относительно людным. В те времена Среднекрасилово являлось крупным волостным селом, одним из старейших в Алтайском крае (первые упоминания о нем датируются 1724 годом). Рядом проходил тракт, соединяющий Среднекрасилово с большим селом Сорокино и другими крупными селами. Это можно было использовать, чтобы людская молва разносила информацию о монахах и храме.

"Мы с ребятами искали письменные источники, чтобы определить точную дату строительства храма, - говорит Вячеслав Кокшенев. - На одной из стен в храме мы нашли барельефное изображение, датированное либо 1903, либо 1907 годом. Разобрать последнюю цифру сложно, поскольку в то время и у семерки и у тройки верхняя начертательная часть была идентичной. Но и эта найденная нами дата может иметь разную трактовку - это могла быть и дата заложения храма, и дата его освящения, и дата какого-либо обета".

На то, что Даниил пришел именно из Киева, из Киево-Печерской лавры, указывают две вещи. Во-первых, подземные ходы очень напоминают переходы Киево-Печерской лавры и повторяют их планировку. Во-вторых, в подземном храме нашли необычное кресло. Если в него сесть, то тело приобретает позу кучера. Такие кресла использовали исихасты, чтобы с помощью определенного настроя общаться с богом. Исихазм (православное учение и практическое руководство для постижения себя и единения с Богом) был распространен на знаменитом греческом Афоне. Известно, что Антоний Печерский, один из иноков Киево-Печерской лавры, затворник, обучался именно там.
День Даниила, по словам Кокшенева, был очень суровым. Начинался он в полночь молитвами, которые заканчивались в 5-6 часов утра, а затем проходил в трудах до самого вечера. Предполагают, что на строительство пещерного храма ушло даже менее 10 лет! Даниил привлек к себе внимание местных людей, и у него появился послушник Иван, из местных, который был намного старше него и имел семью и детей.
Самостоятельно Даниил создал основу алтарной комнаты и престол - строение уже можно было назвать храмом. Сначала ходы были невысокие. А когда к Даниилу присоединился Иван, они стали делать их выше - до двух и более метров. Самый высокий - 2 метра 30 сантиметров. Вячеслав Кокшенев отмечает, что техникой строительства монахи владели хорошо. И хорошо знали, что они строят, видимо, был у них точный план, позволивший повторить планировку Киево-Печерской лавры.

Монахи жили не только на подаяние. Об этом свидетельствуют находки в храме и сохранившиеся в памяти местных жителей рассказы. Из глины, выработанной при строительстве храма, изготавливали кирпич, гасили известь. В пещере до сих пор хранятся остатки обжигательных печей. Есть там еще одна печь, которую использовали для изготовления керамической посуды.
Монахи пользовались большим уважением и были открыты для общения с народом. К ним люди шли охотнее, чем к местному попу. Поп был у всех на виду, при необходимости мог нанять работника. А монахи жили своим трудом, вели тихую отшельническую жизнь, им доверяли больше.
Ходили слухи, что храм Даниила невероятно богат и что в нем спрятано золото. Эти слухи и погубили монаха. Однажды в храм пришли два разбойника - братья из соседней Староглушинки. Два выстрела прогремели в тот день в храме. Одна пуля попала в стену, вторая - прямо в сердце монаха. Об Иване, послушнике Даниила, с тех пор говорили много всякого: что он убежал по подземным лабиринтам, что унес с собой иконы, которые украшали храм.

Убийство произошло в 1926 году. Как говорит Вячеслав Кокшенев, один из местных жителей, который в то время был совсем мальчишкой, нашел в стене храма ту самую пулю, выковырнул ее и всю жизнь хранил. "Я сам держал ее в руках, - рассказывает Кокшенев, - но, к сожалению, сейчас в Среднекрасилове уже не осталось людей, которые застали то время". Кстати, все знали, кто убил Даниила. Но наказание от закона братья не получили. Рассказывают, что оба брата-преступника умерли в муках. Так наказал их Господь за страшный грех...
На фото внизу более "цивилизованный" вход. Прямоугольные шлакоблоки, обитый деревом узкий коридор… Но он никуда не ведет - впереди обвал. По словам Вячеслава Кокшенева, этот вход был сделан на месте бывшего парадного входа в храм в 2000 году. Тогда на Алтае ждали приезда патриарха Алексия. Кроме всего прочего, патриарх должен был посетить храм Даниила. Чтобы патриарх не сгибался под низким входом, его увеличили и обили деревом. Тем самым разрушили святая святых храма - алтарь. А патриарх в Даниилову пещеру так и не приехал…



Чуть ниже храма располагается источник. Во времена Даниила к нему вела лишь тропинка. Но все в том же 2000 году здесь сделали деревянную лестницу, а над источником возвели беседку с куполом и крестом. Сейчас все это в запустении. Рассказывают, что вода в источнике, что рядом с Данииловым храмом, обладает целебными свойствами. Были здесь и случаи чудесного исцеления.
"На самом деле этот источник и сейчас является одним из лучших в пределах Северо-Восточного Алтая, - рассказывает Вячеслав Кокшенев, - В соседнем селе Староглушенке вода нехорошая, рыжая, ржавая. Видимо, водоносный слой проходит через совсем другие породы. Говорят, что вода из этого источника не затухает от Троицы до Троицы". Отец Владимир говорит, что вода из источника на самом деле интересна: "Сами верующие чувствуют, что есть в ней какая-то благодать. Говорят, что были и моменты исцеления, но у нас таких данных нет".
Однако когда мы приехали, мне показалось, что вода в роднике застоянная, с мусором. И ручеёк из него не бежит практически. На вкус воду мы не пробовали.




Рассказывают, что после трагической гибели Даниила храм облюбовали змеи.
На самом деле встречаются эти гады здесь довольно часто. Гнезда гадюк можно обнаружить даже в храме - узкие норы в стенах. Случалось, что змеи кусали людей. Александр Добрыгин, преподаватель Заринского центра детского творчества, рассказывает, как ездил с детьми на экскурсию к храму Даниила. "Меня предупреждали, что там могут быть змеи, но я не поверил. А когда уже расставили палатки, я отошел, извиняюсь, в кустики и увидел прямо перед собой извивающиеся клубки змей. Мы мигом сняли лагерь и поставили его километрах в двух от этого места". Вячеслав Кокшенев тоже припомнил, как однажды змея укусила девушку: "Но, к сожалению, я не знаю, сильно ли пострадало ее здоровье".





Здесь, как видно, была начата реставрация храма - натянута железная сетка и затёрта раствором, но сделано мало. Будет ли продолжена она или всё заглохло? Дело то хорошее. Планируем связаться с Кокшеневым, если он жив здоров.




А вот интересный видеосюжет о храме Даниила, найденный в интернете.


В Среднекрасилово протекает река Бердюжиха. В ней мы искупались, так как жара ужасная, а до заветной прохлады Пещёрского водопада ещё далеко.

Ниже на фото дорога от Среднекрасилово на Калиновку.


Памятник в Калиновке.





В Калиновке на колонке набрали воды.




Ну а это уже Шатуново, узнаваемый памятник.


Конец первой части



Комментариев нет:

Отправить комментарий